В данной статье хочу поразмышлять о роли мужского принципа в психике женщины. Что он защищает в ее душе? Какую роль играет для нее?

Сейчас так много говорится о том, что мотивацией для мужчины является женщина как вдохновительница, а источник спокойствия женщины – в соответствующем отношении к ней мужчины. Это так и не так одновременно. Все дело в том, что внутренние объекты и процессы в них и между ними понимаются буквально, тогда как изначальная их природа находится в психическом мире и проявляется в мир внешний как их проекция (отображение) в том числе и на внешние объекты – реальных мужчин и женщин. И сегодня предлагаю поговорить о внутреннем мире женской души, а точнее об одной из ее частей – фигуре Анимуса.

Чтобы понять место Анимуса в женской психике (душе), важно обозначить относительность представления женщины о себе самой. За понимание того, кто Я есть, в чем проявляется идентичность, отвечает такая структура как Эго – это центр сознания психики. То, как Эго предъявляет себя миру – это Персона, заключенная в образ «Хорошая Я», содержащая качества и умения, за которые это Я может быть принятым и одобряемым в социуме. То, кем Я точно не являюсь, все неподдерживаемые Эго представления о себе отправляются в Тень – это образ «Плохая Я», в которое погружаются негативные качества и непризнаваемые Эго потребности. Таким образом, текущая идентичность состоит такого вот набора представлений Эго о себе: Я — как Я (безоценочное представление Эго о себе), Я — хорошая (позитивная оценка Эго) и Я — плохая (негативная оценка Эго).

Анимус никак не соотносится ни с одним из этих представлений. По сути он противостоит всему комплексу женской идентичности и является «совсем не-Я», т.е. архетипическим Другим. Это нечто ИНОЕ внутри. Эту разницу хорошо показал Мюррей Стайн в своей книге «Юнговская карта души»:

«Если различие между Персоной и Тенью строится по принципу «хороший-плохой» — плюс и минус, позитивные и негативные аспекты Эго, то различие между Эго и.. анимусом характеризуется полярностью мужского и женского. Это разница не между Каином и Авелем, а между Соломоном и царицей Савской».

Внутренний образ мужского (маскулинного) в женской психике отображает Анимус (ее бессознательная мужская сторона). Таким образом, душа (психика) по своей природе андрогинна — внутри нас есть и мужское, и женское. И для гармоничного развития личности женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же, как и феминные. Если эти атрибуты остаются неразвитыми, результатом будет однобокость развития и функционирования ее личности.

Понятие и явление Анимуса в женской психике открыл К.Г. Юнг. Именно он сделал акцент на том, что Анимус – является связующим звеном между бессознательным женщины и ее Эго (индивидуальным сознанием). Он — мост, ведущий к образам коллективного бессознательного, к ее Самости.

Понятие Анимуса взято Юнгом из латинского языка, что означает animus – «дух». На латинском языке анимус означает интеллект, память, сознание, характер и дух. Таким образом, Анимус женщины – это ее мужской Дух, он формирует ее взгляды и мнение, является проводником к ее творческой энергии, связью с ее божественным источником, воплощенным в архетипе Самости. Анимус соединяет эго женщины с творческими ресурсами ее бессознательного. Анимус помогает женщине реализоваться в социуме за счет проявления ею маскулинных качеств.

Анимус воплощает принцип Логоса – символом которого является меч. В этом смысле Анимус – наш верный рыцарь, главное оружие которого – это различение, разделение, направленное проникновение – именно эти функции сознания ведомы принципом Логоса. Мысли, озарения, инсайты — все это работа Анимуса, который извлекает из бессознательного женщины различные содержания и переводит их затем в слова, намерения и действия. Именно благодаря Анимусу женщина может различать главное из общего, выделять суть вещей, отделять зерна от плевел, а также развивать навык наблюдения и рефлексии. Анимус — это мудрый разум женщины.

Эмма Юнг в своей статье «О природе Анимуса» пишет:

«..существуют женщины, у которых этот аспект маскулинности уже гармонично сочетается с фемининным принципом и получает его эффективную помощь. Есть активные, энергичные, смелые и пробивные женщины..В отношении анимуса акцент лежит не на простом восприятии – которое, как было сказано, всегда было женским даром, – а  на природе логоса, на знании, особенно на понимании. Функция анимуса – придавать смысл, а не формировать образ…Тогда, несомненно, помощь его будет бесценна, потому что он помогает нам найти и понять смысл…смысл, сообщаемый нам прямо из бессознательного  — не  через образы и символы, а через вспышки озарения, — уже сформулирован в словах. Это, несомненно, самая характеристичная форма для анимуса..Здесь мы выходим к самому важному аспекту проблемы анимуса, а именно к маскулинному интеллектуальному компоненту внутри самой женщины».

Таким образом, успешная, уверенная, целеустремленная, пробивная женщина – это женщина с интегрированным Анимусом, который выступает в роли ее защитника и союзника. Обретая и развивая внутри себя контакт с Анимусом, женщина проявляет в мир свою творческую энергию, соединяясь при этом с мужским Духом в качестве проводника. Это значит, что женщина вовлечена в витальные отношения с ним!

Фигура Анимуса в женской душе формируется из трех источников:

1). Коллективное бессознательное

Анимус женщины связывает ее с самыми глубокими слоями ее души и поскольку его природа архетипична, в его поле присущи такие атрибуты как переживание нуминозного: таинственного и одновременно устрашающего божественного присутствия. Будучи явлен в образе «совершенно Иного» он кажется непостижимым, а потому притягательным. Именно в этом ключ необъяснимого иррационального влечения между мужским и женским принципами, в котором одновременно действует обратный принцип разнонаправленных полюсов магнита. Именно в этом заключается состояние экстаза, очарования и священного трепета в восприятии продуктов творчества и особенно в самом его процессе созидания.

Анимус как архетип, может формироваться через архетипические образы коллективного бессознательного – это сказки, мифы, легенды.

Вы можете вспомнить, какие древние мифы о героях вам наиболее близки, какие сказки вам наиболее нравились в детстве, какие боги-мужчины откликаются вашему существу – все это может помочь в изучении природы вашего Анимуса и понять, через какой миф вы проживаете отношения с ним, а значит и найти выход, если вы заплутали в темных уголках лабиринта своей души. 

2). Личный опыт

Призма, через которую женщина видит мужчин – это отцовский комплекс. На ее отношение к мужчинам влияет образ ее отца, его отношение к ней, когда она была маленькой девочкой, а также отношения отца с матерью. Как выглядит отец в глазах дочери зависит и от отношения ее матери к нему. Если мать была властной, фаллической, пожирающей, то образ отца будет слабым, беспомощным, зависимым, и наоборот, авторитарный и властный отец будет вызывать страх мужского, запрет на близость и глубокие отношения.

Проанализируйте ваш детский опыт и как он повлиял на образ вашего внутреннего мужчины.

«Злые чары» негативного отцовского комплекса спадут, когда вы сможете отделить прошлый опыт и образ «плохого отца» от образа мужчины внутри вас, таким образом, освободив своего Анимуса из темницы отцовского комплекса, что позволит ему проявить себя таким, какой он изначально есть в своей сути, своей уникальной мужественной природе. И именно проявление его в этой истинной природе поможет вам совершить Ваш особенный путь Индивидуации, ради которого вы пришли в этот мир.

Как понять, что вы находитесь вне отцовского комплекса – это когда вами не движет мотив при выборе мужчин или при выражении самой себя «быть НЕ такой как папа» или «папа – идеал мужчины». Вы спокойно смотрите на своего отца вместе с его положительными и отрицательными сторонами.

3) Врожденный контрасексуальный компонент личности

Данный принцип говорит о том, что мы не приходим в этот мир «tabula rasa». Мы рождаемся с зерном, призванным прорасти и Дух Анимуса как некий выкристаллизованный принцип уже существует внутри от рождения. На этот подход хорошо накладывается теория о бессмертности души и ее перерождении вместе с опытом предыдущих воплощений. Именно эта форма Анимуса чистейшая и первозданная на мой взгляд и призвана помогать женщине индивидуироваться. Поэтому так важно очистить его от архетипических наслоений и негатива пережитого опыта, вместе с тем взяв и от них «артефакты силы», которые смогут его усилить и проявить.

Как женщина может познать своего Анимуса:

1) . Проекция на мужчину

Когда проекция Анимуса женщины «идеально» ложится на мужчину, с которым она входит в контакт, она может переживать необъяснимое притяжение, будто неведомые силы тянут ее к нему, а в контакте с ним происходит переживание встречи с «родной душой», «своим вторым Я», «половинкой». Для нее подобный контакт происходит на уровне откровения и соединения с чем-то потусторонним, как будто открывается дверь в иное измерение ее души. Она может одновременно испытывать сочетание восторга и трепета, восхищения и страха – этой гремучей смеси нуминозного аффекта от соприкосновения с архетипом. Анимус возбуждает чувства и стимулирует влечение и стремление к единению. Именно в этих переживаниях лежат истоки романтической любви, которая живет до тех пор, пока действует проекция. Именно проекция СОБСТВЕННОГО внутреннего Анимуса создает основу для возникновения влюбленности. На этом собственно основаны миф о романтической любви. Это поиск женщиной утраченной части себя, которая проявляется в проецировании на мужчину. Внутренний душевный образ помещается в реальное лицо, который становится объектом интенсивной любви или даже ненависти, если он не отвечает взаимностью или не хочет быть носителем этого идеального образа. И только горькое лекарство в виде болезненного снятия проекций дает возможность увидеть РЕАЛЬНОГО Другого. И таким образом через разочарование может произойти настоящая ВСТРЕЧА с настоящим Другим Я.

Таким образом, можно бессознательно искать Анимуса во вне, проецируя его на конкретного мужчину (искать ту самую Половинку), и по сути искать потерянную свою внутреннюю часть с риском попасть в глубокую зависимость от мужчины-носителя этой проекции. А можно стать осознающей женщиной и пойти прямой дорогой, которая является ключом к обретению целостности, открывая двери к Самости и вместе с ней к возможностям психологического и духовного роста. В этом смысле можно понять слова Юнга о том, что Анимус является нашей Судьбой, а переживание Анимуса – это царская дорога к себе.

И тогда у женщины может появиться новый смысл отношений с мужчиной и ее ответ на вопрос «зачем» будет —  чтобы познать опыт интимности и душевной близости, разделив глубинные переживания и чувства, возможность быть «мы», разделив жизненный путь, судьбу, изменив и сотворив ее заново. Освобождая друг друга от бремени долженствования даём шанс проявиться радости совместного бытия, интересу познавания друг друга, удовольствию взаимодействия, сакральному таинству душевной близости.

2). Анализ сновидений

Анимус в сновидениях приходит через мужские образы.  Главная его особенность – он многолик.

Эмма Юнг об этом говорит так:

«Способность принимать различные формы – характерное  отличие духа, как и подвижность, способность преодолевать большие дистанции за короткое время (качества, относящееся к свету или мысли). Это связано с упомянутым мышлением об исполнении желаний. Следовательно, анимус часто появляется как авиатор, шофер, танцор, лыжник, где выделяются легкость и скорость. Обе эти характеристики   — переменчивость и скорость —  могут  быть найдены во многих мифах и сказках в качестве атрибутов богов и волшебников. Вотан, бог ветра и глава армии духов, уже упоминался; Локки, бог лжи; Меркурий в крылатых сандалиях также представляют этот аспект логоса  — его живое подвижное нематериальное качество без фиксированных черт,  динамизм, выражающий возможность формы,  дух как таковой, который  «веет так, что его слышно».

«Во снах и фантазиях анимус появляется в основном как фигура реального мужчины: отец, любовник, брат, учитель, судья, пророк; или как колдун, артист, философ, ученый, архитектор; монах (особенно иезуит); или торговец, авиатор, шофер – в общем, как мужчина выдающихся умственных способностей или с другими мужскими достижениями. В позитивном смысле он может быть любимым отцом, очаровывающим любовником, понимающим другом, высшим помощником; или, с другой стороны, он может быть грубым и жестоким тираном, суровым наставником, моралистом, цензором, соблазнителем и эксплуататором и часто также псевдогероем, демонстрирующим смесь интеллектуальной талантливости и моральной безответственности. Иногда он представлен мальчиком, сыном или юным другом, особенно когда это отражает то, что собственный маскулинный компонент женщины находится в процессе становления. У многих женщин, как я сказала, у анимуса есть предрасположенность появляться в разных формах в виде советчика, выносящего суждения по всему, что происходит, дающего предписания и запреты, произносящего общезначимые идеи. Появляется ли он как человек с меняющимися масками или как множество людей одновременно  — зависит от естественных склонностей женщины или от фазы ее развития».

3). Практика активного воображения

Барбара Ханна в своей книге «Анимус» приводит в качестве примера методику «Переговоры с Анимусом». Этот метод основан на постулате об автономности фигуры Анимуса в психическом мире женщины. Это действительно обособленная фигура, со своими качествами и мотивами. Переговоры с Анимусом – это практика активного воображения.

«Форма активного воображения заключается в поддержании диалога с персонифицированным Анимусом. Искусство состоит в том, чтобы дать визави право голоса и предоставить в его распоряжение выразительные средства. Техника требует долгой практики. Следует, к примеру, научиться в начале проявить активность, задав вопрос, а потом быть совершенно пассивным, пока ответ не придет сам собой. Ответы, как правило, настолько далеки от того, что можно предполагать сознательно, что вопрос о том, сам ли человек придумывает их или нет, вскоре исчезает. Всегда нужно пытаться понять, кто говорит, а когда диалог заканчивается, следует его очень хорошо обдумать, как мы это делаем, пообщавшись с человеком. Я обнаружила, что можно узнать вещи огромной важности о чьем-то анимусе, также, как и о других фигурах, если они, конечно, появляются. Кроме этого, это наилучший метод из всех, которые я знаю, для налаживания отношений     с бессознательным».

«И все же, будет не лишним еще раз подчеркнуть, что технику активного воображения следует использовать с предельной серьезностью или не делать этого вовсе. Более того, совершенно необходимо присутствие партнера, аналитика или кого-то еще, кто будет поддерживать ваш контакт с внешним миром. Лишь немногие приступают к этой работе, не дожидаясь, пока она не станет насущной необходимостью. Большинство людей считают, что все это они изобретают сами, или же с самого начала испытывают страх. Иногда кажется, что некоторые используют эту технику с определенного рода странной легкостью, они могут продуцировать огромное количество фантазий, которые при этом абсолютно не оказывают на них никакого прямого влияния, насколько об этом можно судить со стороны. Это происходит, если человек не погружается активно в технику, в этом случае это неэффективно ка в положительном, так и в отрицательном смысле».

4). Проективные методики

Другой формой практики активного воображения на мой взгляд могут быть юнгианские расстановки. Это своего рода шаманская мистерия, в которой участвуют фигуры внутреннего мира, с которыми можно вступить во взаимодействие. Здесь по аналогии с классическими расстановками действует принцип феноменологии поля и эффект синхронии для заместителей.

Еще одним способом, который я для себя открыла, стали расклады на картах Таро и метафорических ассоциативных картах на тему «Мой Анимус», которые я делала для нескольких участниц одной обучающей группы. Здесь действует принцип синхронии (в обоих вариантах) и проекции (на МАК).  Примеры раскладов я публикую в своей группе.

Я испытала огромный восторг от эффекта синхронии, и точного попадания интерпретаций раскладов! Мой Анимус в подчиненной функции — интровертный интуит, а это мистики, шаманы, прорицатели, ясновидящие. Таким образом, с помощью карт Таро и МАК я дала возможность эту функцию Анимуса проявить. Так на практике, мы с ним объединились и сработали в паре. Сам расклад мне также пришел интуитивно в процессе углубления темы Анимуса, возможно, как отклик этой моей внутренней фигуры, поэтому расклад будет авторский.

Желаю каждой женщине познать своего Анимуса, потому что эти отношения создают основу для ее успешной реализации как в личной, так и социальной жизни!

На этом я не заканчиваю тему Анимуса, а продолжу ее в скором времени серией публикаций.

Поделиться в социальных сетях:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • В закладки Google