Дорогие мои подписчицы!
Этой статьей открываю новую рубрику «Женский киноклуб»! Здесь буду разбирать в подходе глубинной психологии те фильмы, которые затрагивают тему отношений между мужчиной и женщиной, отношений с социальной средой, тему личной индивидуации и пути к зрелости, тему личной трансформации и самореализации. Все для того, чтобы вы научились ВИДЕТЬ происходящие в вашей жизни ПРОЦЕССЫ со стороны словно кинофильм и получили навык НАБЛЮДАТЕЛЯ, который поможет вам начать по-настоящему МЕНЯТЬ вашу жизнь так, как вы этого хотите.
Итак, первый фильм «Красный жемчуг любви».
Краткая аннотация фильма: «Мария, молода и красива. Ее жизнь похожа на сказку, в которой желания сбываются по мановению волшебной палочки. У нее умный, любящий муж. И все, что можно купить за деньги. Мария очень хочет ребенка, но не может его родить. Она живет, но не чувствует жизни. Она очень несчастна. В порыве отчаяния Мария идет к шаману, чтобы хоть что-то сделать со своей тоской, и он гадает ей на камнях. «Ты выбрала Красный Жемчуг Любви. Кто обладает им — любит», говорит Шаман, оценив выбор Марии. На следующий день Мария встречает Григория — гонщика, каскадера и ловеласа. И влюбляется в него с первого взгляда».
Давайте разберем основные сюжетные переплетения фильма и посмотрим, какие динамики движут главными героями, чтобы понимать мотивы их поведения. Главная героиня фильма, Мария, которую играет очаровательная и космическая Оксана Фандера, живет внешне благополучной жизнью со своим социально успешным мужем, но внутри этих отношений царит ПУСТОТА и ОДИНОЧЕСТВО. До какого-то момента каждый из них по-своему заполняет эту пустоту — муж Федор бесконечными командировками и бизнес-проектами, Мария — бытовыми делами и светскими мероприятиями.
Почему же Мария выбрала себе в мужья именно ТАКОГО мужчину? И здесь ответом будет сцена из ее детства, в котором она росла в среде постоянно ругающихся родителей, ее мать обесценивала отца, родителям не было дела до того, что чувствует их маленькая девочка — а она ощущала свою ненужность и одиночество — именно ЭТИ чувства стали базовыми в формировании ее жизненного сценария. Именно по этой причине она вступила в брак с мужчиной, который стал для нее заботливой мамой и сильным отцом в одном лице, обеспечив ее всеми ресурсами для жизни, принимая ее и не требуя ничего в ответ. Между ними не было сексуальных отношений, это был тандем «дочь-родитель», в котором Мария добирала так сильно недостающие ей дефициты, которые испытывала в детстве. Она жила с ним в достатке, но ее внутренняя ПУСТОТА никуда не делась и продолжала ее мучить и тяготить.
Несмотря на внешнее благополучие, устав от внутреннего одиночества и безысходности, в поисках решения освободиться из этого плена Мария идет к шаману, который предлагает ей магическую практику «убрать лишние камни и выбрать свой собственный». Если посмотреть на это образно, то лишние камни — это все те чувства, которые тяжелым грузом заполняют ее живую, чувствующую душу, это все те люди и события, которые не приносят в ее жизнь ПОДЛИННОЙ РАДОСТИ.
Да, шаман оказался не шаманом, он по его словам «всего лишь друг камней». И в жизни он оказался обычным алкоголиком, однако это довольно интересный момент. Алкоголь действительно вызывает изменение состояния сознания, открывает дверь «между мирами». И не зря поэтому алкоголики часто это творческие люди, склонные «ходить между мирами», как бы живя в двух реальностях. И в этом их сходство с шаманами, которое на этом и заканчивается. На самом деле, они пытаются таким образом сбежать от реальной реальности, потому что для них она непереносима и тяжела в виду неразвитости социальных навыков. Так вот, алкоголь открывает эту дверь между реальностями с черного входа, и в нее может беспрепятственно войти какая угодно сущность — алкоголик в отличие от настоящего шамана не может управлять этим процессом. Его сознанием против его воли могут завладеть чрезвычайно опасные содержания из коллективного бессознательного и тогда это уже психоз, собственно которым и страдают многие алкоголики.
Почему я подробно остановилась на этом образе шамана из фильма? Все просто. Чистый эксперимент не может произойти. «Кривой шаман» вносит «кривые искажения» в судьбы тех, кому он так «помогает». Поэтому очень важно в момент обращения за помощью понимать с кем имеешь дело, насколько специалист чист душой и помыслами, насколько он способен погружаться в «иные миры» (а мир психики — это ИНОЙ мир, но не менее РЕАЛЬНЫЙ) и при этом оставаться целостным, стабильным и невредимым.
Мария, притянула шамана-плута, который выступил как катализатор для запуска новых процессов в ее судьбе. Она встречает главную любовь всей своей жизни — страстного, сексуального, рискованного, брутального гонщика Григория в исполнении Евгения Цыганова. Героев захватывает взаимное притяжение и влечение друг к другу, да это страсть, которая имеет шанс перерасти в настоящее глубокое чувство, потому что между ними происходит нечто НАСТОЯЩЕЕ, их стремление быть друг с другом не содержит корыстных мотивов и манипуляций, они ИСКРЕННЕ интересны друг другу ТАКИМИ КАКИЕ ОНИ ЕСТЬ. И тем не менее эти отношения сопряжены с множеством негативных чувств и сценариев.
В тот момент, когда приходит время не только для выражения страсти, но и для человческого общения (сцена в гостинице), Григорий провоцирует Марию: ему кажется, что он ей уже не интересен, что она получила, что хотела и теперь «приглядевшись», не так уж восхищена им и той атмосферой и обстановкой, в которой он живет. Почему он это делает? Он не верит, что может быть просто любим, просто принят, что его можно хотеть просто как мужчину, а не использовать в своих корыстных интересах. Далее по сюжету фильма эта его динамика становится более очевидной, исходя из того, что он живет с женщиной, которая дает ему работу, деньги, комфортное жилье, и естественно использует его молодость, красоту и сексуальность для собственного удовлетворения. И таким образом, во внутреннем мире Григория живет вот такая негативная установка «меня нельзя любить просто так, я этого не достоин» И именно эта установка разрушительно влияет на новые отношения, в которых он может быть по-настоящему счастлив. Более того, эта установка движет его к уничтожению самого себя — он каскадер, который вновь и вновь рискует жизнью, балансируя на грани жизни и смерти.
Таким образом, наши герои, неся свои чувства сквозь трудности и всевозможные барьеры, искренне желая быть вместе тем не менее к этому прийти НЕ МОГУТ. Казалось бы, это противоречит логике здравого смысла. Но об этом и речь: внутри психики нет логики. Там правят чувства. А главные герои ПРИВЫКЛИ к негативным и тяжелым чувствам, они для них РОДНЫЕ и ПОНЯТНЫЕ и в результате Мария и Григорий просто НЕ СПОСОБНЫ ВЫДЕРЖИВАТЬ хорошие чувства: нежность, радость, удовольствие.. Эти состояния для них открываются лишь на редкое мгновение, чтобы вновь уступить место коварным комплексам.
И таким образом эта любовь и отношения на протяжении их развития остаются для них недоступны..
Не буду говорить чем заканчивается фильм — смотрите и осознавайте. Делитесь вашими соображениями в комментариях. Предлагайте на разбор те фильмы, которые вам интересны и вы хотите углубиться в понимание переплетений внутреннего мира героев, которые поступают именно так, а не иначе…
Искренне ваша,
Альбина Никитина,
аналитический психолог
Добавить комментарий